На южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 кв. км. расположена Республика Южная Осетия (столица - город Цхинвал).
Десятую часть поверхности Республики занимают предгорья.
Остальная же территория - гористая местность высотой от 850 до 3938 метров над уровнем моря.
Самая высокая точка - гора Халаца (3938 м.).

Интервью Министра иностранных дел Республики Южная Осетия Д.Н. Медоева турецкому изданию «Cumhuriyet» (Республика)

Версия для печати



24 августа 2019 года во время пребывания в Турции на Фестивале осетинской культуры Министр иностранных дел Республики Южная Осетия Д.Н. Медоев встречался с журналистом турецкого издания «Cumhuriyet» Бирол Гюгером.

Ниже приводится полная версия интервью, опубликованного 4 сентября 2019 года в газете «Cumhuriyet».


- Как вы считаете, в ближайшем будущем увеличится ли число государств, признающих Южную Осетию?

В нашем случае не столько важно какое количество стран признало нашу независимость, а какие страны приняли такое решение. Независимость Южной Осетии признана великой Россией, являющейся постоянным участником Совета Безопасности ООН, с которой у нас подписано два больших межгосударственных договора и более 100 межправительственных соглашений. У Министерства иностранных дел Южной Осетии есть установка от своего Правительства наряду с углублением сотрудничества с Российской Федерацией, ее регионами, расширять международные контакты - географию нашего присутствия в мире. Такие приоритеты были поставлены перед внешнеполитическим ведомством Президентом страны Анатолием Бибиловым, и мы намерены и дальше вести эту работу.

Южная Осетия продолжает реализовывать политику открытости отношений с окружающим миром, параллельно идет работа по признанию нашей независимости новыми странами. Этим мы сегодня и заняты. Мы находимся в постоянном контакте с дружественными странами, признавшими независимость нашего государства, это Сирия, Венесуэла, Никарагуа, Науру, Тувалу. Работа ведется в Европе, в Азии и на американских континентах. Мы будем продолжать искать партнеров как среди парламентариев, так и в деловых кругах, среди представителей культурного и научного сообществ заинтересованных государств мира. Нам важны контакты на любых уровнях - гуманитарном, экономическом, культурном.

- Как вы считаете, Западные страны, в частности, применяют в некотором роде двойные стандарты по вопросам территориальных противоречий, касающиеся, например, относительно легкого процесса признания независимости Республики Косово? Прокомментируйте позицию международного сообщества по урегулированию региональных споров?

Двойные стандарты, применяемые некоторыми западными странами по всему миру нам известны, в том числе на своем опыте. Там где надо - признаются демократия и права человека, а там, где это невыгодно этим странам – диктатура и даже преступления против человечности - считаются нормой. Бывшая Югославия, Ливия, Ирак, Афганистан – это далеко не полный список стран, где применялись двойные стандарты. Мы против таких подходов, однако, к сожалению, это реальность, мы научились различать эти стандарты. Признание независимости Косова без волеизъявления ее народа и непризнание Южной Осетии с четкой волей ее народа, выраженной на пяти референдумах - это показательный пример по данной теме. Мы не обращаем внимания на «кривые стандарты», мы идем своим путем – путем независимого развития, укрепления демократических институтов, создания условий безопасной и комфортной жизни для наших граждан. Никогда больше Южная Осетия не будет частью Грузии!

- Считаете ли вы, что запланированный на октябрь 2019 года очередной раунд, начатых 11 лед назад Женевских переговоров по безопасности и стабильности Закавказья, принесет в долгосрочной перспективе положительные результаты для осетин?

Женевские дискуссии, которым в октябре 2019 года исполнится 11 лет, призваны способствовать обеспечению мира и безопасности в Закавказье. Самым большим результатом Женевских дискуссий является сам факт их ведения, поскольку они сами по себе уже являются фактором мира и стабильности.

Это очень важная для нас международная площадка, к сожалению, единственная для прямого диалога представителей Южной Осетии, Абхазии, Грузии, России, США при сопредседательстве ЕС, ООН и ОБСЕ. В рамках этого формата заинтересованное международное сообщество может напрямую знакомиться с позицией всех сторон конфликта.

Несмотря на то, что в рамках Женевского формата существенных прорывов не отмечено, мы не теряем надежду на то, что рано или поздно Грузия признает существующие реалии и перейдет от лозунгов к конструктивному диалогу, который необходим для налаживания нормальных межгосударственных отношений.

Одним из важных результатов дискуссий является достижение в феврале 2009 года договоренности о создании на границах Южной Осетии и Абхазии с Грузией совместных механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты, подразумевающих решение возникающих споров и инцидентов на ежемесячных встречах. Надо также отметить, что все эти годы Южная Осетия и Абхазия предлагают Грузии подписать обязывающий документ о неприменении силы, невозобновлении военных действий, однако Грузия все эти годы противится этому.

- Исторический выбор Южной Осетии - союз с Россией. Россия стала первым государством, признавшим Южную Осетию после грузино-осетинской войны в августе 2008 года. Как выстраивались отношения с Москвой с того момента и до настоящего времени?

Южная Осетия вступила в дипломатические отношения с Россией 9 сентября 2008 года после операции по принуждению Грузии к миру. 17 сентября был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. А весной 2015 года президенты Южной Осетии и России подписали Договор о союзничестве и интеграции, который предполагает формирование единого пространства обороны и безопасности, проведение согласованной внешней политики и ряд других важных моментов двустороннего сотрудничества.

Союзничество с Россией — исторический выбор осетинского народа, отношения наших народов опираются на прочную основу и глубокие исторические корни. Договор о союзничестве и интеграции имеет стратегическое значение для двусторонних отношений.

Закрепленный договором статус союзника Российской Федерации в совокупности с формированием общего оборонного пространства для Южной Осетии обеспечивает максимально возможные гарантии государственного суверенитета и безопасности, укрепление международных позиций, продвижение признания независимости Республики и перспективы устойчивого социально-экономического развития.

С учетом обострившейся в последнее время военно-политической обстановки на Южном Кавказе этот договор определяет право на коллективную оборону и совместное отражение агрессии в случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению.

- Каковы ваши прогнозы на будущее Закавказья?

К сожалению, в 1922 году Осетия оказалась разделенной большевиками на Северную и Южную. Вопреки воле осетинского народа, южную часть Осетии включили в состав новообразования - Грузинской советской республики, а северная часть осталась в составе Российской федеративной республики. Мне представляется, что в этом вопросе надо опираться на ту правовую базу, которая существует в двусторонних отношениях между Российской Федерацией и Южной Осетией. Эта база включает дипломатические отношения и соглашения в области экономики, финансов, гуманитарных проблем, а также договоренности в области безопасности и обороны.

После августа 2008 года политическая карта Закавказья изменилась. Как следствие агрессивной политики Грузии по отношению к Южной Осетии и Абхазии образовались новые независимые государства – Республика Южная Осетия и Республика Абхазия. Это и есть новая кавказская реальность, с которой не хочет считаться Грузия и ее американские и европейские друзья.
Позиция Южной Осетии основывается на недопущении эскалации на соседних территориях, исключении всякого рода форм силового давления и агрессии в международных отношениях. Считаем, что курс Грузии на военное сотрудничество с Соединенными Штатами и рядом стран Европы ведет к новой волне напряженности и может взорвать мир, который установился в 2008 году.

Неоспоримым фактом остается то, что милитаризация Грузии всегда приводила к хаосу во всем регионе, войнам и разрушениям, в том числе и для самой Грузии.

- Осетинская диаспора в Турции насчитывает несколько десятков тысяч человек, для которых Турция стала второй Родиной. Что вы думаете об отношении Турции к грузино-осетинскому конфликту?

Сегодня у нас в Турции довольно солидная диаспора, которая имеет возможность свободно жить и развиваться, сохраняя при этом свой язык и самобытность. Турция стала второй родиной для наших братьев и сестер, вынужденных в силу обстоятельств покинуть Кавказ и обосноваться в Турции. Это важное и перспективное обстоятельство обязывает нас стремиться искать точки соприкосновения, искать возможности узнавать больше друг о друге. Турция для нас - соседняя страна, крупное региональное государство, проводящее свою независимую внешнюю политику, в том числе на Кавказе. Мы знаем, что у турецкого правительства есть свои интересы и отношения с соседней Грузией, это не удивительно, это суверенное право любого государства. За время нашего конфликта с Грузией мы не замечали, чтобы турецкое Правительство каким-то образом вмешивалось в эти процессы. Уверен, что правительство Турецкой Республики также не заинтересовано в эскалации напряжённости у своих северных границ, также как и Россия - у своих южных.

- Что вы хотите пожелать народу Турции?

Пользуясь настоящей возможностью, хочу пожелать народу Турецкой Республики процветания, мира и стабильности, выразить надежду на развитие добрых контактов между нашими странами и народами. Я нахожусь в Стамбуле по приглашению осетинской диаспоры на фестивале осетинской культуры, который прошел в одном из престижнейших концертных залов Стамбула - Cemal Reşit Rey Konser Salonu при полном аншлаге. Являюсь свидетелем, как официальные власти способствуют подобным мероприятиям. Мой мессидж в адрес народа Турецкой Республики простой: Осетия и Турция – соседи, которым положено жить в мире и развивать всевозможные связи - торгово-экономические, научно-культурные, ездить друг к другу в гости.