На южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 кв. км. расположена Республика Южная Осетия (столица - город Цхинвал).
Десятую часть поверхности Республики занимают предгорья.
Остальная же территория - гористая местность высотой от 850 до 3938 метров над уровнем моря.
Самая высокая точка - гора Халаца (3938 м.).

Заявление Министерства иностранных дел Республики Южная Осетия в связи с принятием ПА НАТО резолюции «О ситуации в Грузии»

Версия для печати

Принятие Парламентской Ассамблеей НАТО 16 ноября 2010 года резолюции, в которой территория Республики Южная Осетия объявляется «оккупированной грузинской территорией», является очередной попыткой представить сложившиеся в регионе реалии в превратном свете, тенденциозно их исказив.

Республика Южная Осетия является суверенным, признанным государством, и ее территория ни в коей мере не может рассматриваться как «оккупированная грузинская территория», а ее существование как нарушение чужой «территориальной целостности».

Грузия никогда не обладала законным правом на территорию Южной Осетии, которая была включена в состав Грузинской ССР в 1922 году против воли осетинского народа. В XX столетии Грузия дважды – в 1920 и 1989-1992 годах осуществила геноцид и этнические чистки в отношении осетинского народа Южной Осетии. На протяжении всего периода пребывания Южной Осетии в составе Грузинской ССР тбилисские власти проводили политику дискриминации, культурного геноцида, насильственной ассимиляции, подавления прав и свобод осетин. Денонсацией всех государственных актов, принятых с 1921 года, Грузия в 1990 году полностью уничтожила государственно-правовые основания нахождения Южной Осетии в ее составе. В свою очередь, народ Южной Осетии неоднократно подтвердил волю к независимости на референдумах 1992, 2001, 2006 годов.

Уверенность грузинских лидеров в безнаказанности и в своем праве распоряжаться судьбами людей, жизнью и смертью целых народов сделала возможным их новые преступления против мира и человечности в XXI веке. Очередная полномасштабная военная агрессия, сопровождавшаяся жестоким насилием грузинских войск против мирного населения Южной Осетии, была совершена Грузией против Южной Осетии в 2008 году. Только решительные и своевременные действия России, реализовавшей операцию по принуждению агрессора к миру, предотвратили еще более страшные последствия бесчеловечной грузинской авантюры.

Признание Российской Федерацией государственной независимости Республики Южная Осетия, последовавшее после отражения варварской агрессии Грузии, гарантировало безопасность Южной Осетии и право на ее свободное развитие. После августа 2008 года Россия и Южная Осетия строят отношения на международно-правовой основе. С выводом 8 октября 2008 года российских миротворцев из зоны безопасности вокруг Южной Осетии Россия полностью выполнила свои обязательства по договоренностям Д. Медведева – Н. Саркози, и с этого времени на территории соседней с Южной Осетией Грузии нет ни одного российского военнослужащего. Присутствие российского военного контингента на территории суверенной Республики Южная Осетия основано на двусторонних российско-югоосетинских договоренностях, что не может рассматриваться как «оккупация» или «нарушение территориальной целостности» Грузии.

Вновь приходится обращать внимание на совершенно необоснованное употребление выражения «оккупированные грузинские территории». В международном праве оккупацией называется временное пребывание войск одного государства на территории другого в условиях состояния войны между ними, при этом власть на оккупированной территории осуществляется военным командованием оккупирующего государства. А в Республике Южная Осетия в полном объеме функционируют сформированные демократическим путем собственные органы власти – законодательная, исполнительная, судебная, активно работают политические партии и общественные организации.

Министерство иностранных дел Республики Южная Осетия выражает сожаление, что парламентарии НАТО не приняли во внимание выводы, содержащиеся в докладах независимой комиссии Евросоюза во главе с Х. Тальявини и комиссара Совета Европы по правам человека Т. Хаммарберга, а принятая ими резолюция содержит заведомо провокационные положения. Несомненно, она будет восприниматься властями Грузии как одобрение и поддержка их реваншистских настроений.

Совершенно очевидно, что принятие этой резолюции ПА НАТО не будет способствовать улучшению диалога по безопасности в регионе в рамках Женевского процесса и ставит под угрозу возможность разрешения существующих проблем дипломатическим путем.

Цхинвал,
17 ноября 2010 г.