На южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 кв. км. расположена Республика Южная Осетия (столица - город Цхинвал).
Десятую часть поверхности Республики занимают предгорья.
Остальная же территория - гористая местность высотой от 850 до 3938 метров над уровнем моря.
Самая высокая точка - гора Халаца (3938 м.).

Ответы Министра иностранных дел Республики Южная Осетия Мурата Джиоева на вопросы газеты «Северная Осетия»

Версия для печати

Вопрос: Глубокоуважаемый Мурат Кузьмич, этот год – особенный для Южной Осетии: 20-летие провозглашения независимости республики в условиях ее юридического признания рядом стран. Как это отражается на настроениях граждан республики?

Ответ: Этот год действительно особенный, юбилейный для Республики Южная Осетия. Народ Южной Осетии собирается отмечать в очередной раз годовщину образования своего государства – Республики Южная Осетия. Уже третий раз этот праздник отмечается в условиях международной признанности. Но нынешняя дата – юбилейная – двадцать лет. Возраст солидный. Путь, пройденный нашим народом за эти годы по своей сложности, насыщенности событиями, трагизмом и героизмом, твердой уверенностью в правильности избранного пути независимости и решимости идти по нему, не взирая на многие сложности, вселяет оптимизм.

За последние два года в Южной Осетии идет процесс восстановления разрушенного войной хозяйства, в первую очередь жилья. Самой основной особенностью нынешнего юбилея можно считать то, что народ Южной Осетии отмечает его с уверенностью, что грузинская военная агрессия больше не повторится. А эту уверенность дает признанность нашего государства и российское военное присутствие, обеспечивающее безопасность Южной Осетии на основе двусторонних договоров.

Вопрос: Сегодня Вы, – что называется, карьерный дипломат, достигли высшей должности на этом поприще в своем государстве. А что Вы помните из событий сентября 1990-го, связанных с провозглашением независимости?

Ответ: События конца 80-х –начала 90-х годов памятны всем жителям Южной Осетии. Ведь провозглашение республики было не сиюминутным или каким-то эмоциональным решением. Этому предшествовал целый ряд событий, который подвел народ Южной Осетии к этому решению.

Все зримо началось уже в 1988 году, когда в тогдашней Грузинской ССР, в состав которой в то время входила Юго-Осетинская Автономная область, все активнее стал заявлять о себе грузинский национализм, взявший курс на выход из единого государства –СССР и создание национального государства, где во всем приоритет отдавался только одной грузинской нации. Осетины и другие национальности, проживавшие в рамках ГССР, объявлялись «гостями», «пришельцами» на грузинской земле. Им предлагали иметь не более двух детей, официально использовать грузинский язык и т. д. В1989 году антиосетинская и антиавтономная истерия в Грузии достигла такого уровня, что она уже ставила под удар само существование осетин в пределах ГССР. Все это заставило Юго-Осетинский областной совет народных депутатов, как средство сохранения народа и мира на нашей земле, 10 ноября 1989 года преобразовать Юго-Осетинскую Автономную область в Юго-Осетинскую Автономную Республику в составе ГССР и обратиться к Верховному Совету ГССР утвердить это решение. Речь шла только о повышении статуса автономной области до автономной республики (надо отметить, что, во-первых, незадолго до этого под давлением националистических сил в Конституцию ГССР были внесены изменения, существенно урезавшие без того ограниченные права автономной области, и, во-вторых, к тому времени почти все автономные области в составе СССР повысили свой статус). Президиум Верховного Совета ГССР, без вынесения обращение юго-осетинских депутатов на сессию, незаконно отменили его. А через несколько дней, 23 ноября 1989 года грузинские националисты совершили первое нашествие на Цхинвал, за которым последовали вооруженная агрессия и блокада Южной Осетии со стороны Грузии.

В марте – июне 1990 года Верховный Совет Грузии отменил все законодательные акты, принятые в Республике в советский период с 1921 года. В их числе был отменен Декрет об образовании Юго-Осетинской автономной области, т.е. единственный документ, согласно которому Южная Осетия была в свое время включена в состав ГССР. Таким образом, все правовые основания нахождения Юго-Осетинской автономной области в ГССР были отменены. Параллельно в Грузии усиливалась тенденция на выход из состава ССР и давление на автономии.

В этих условиях 20 сентября 1990 года народные депутаты Южной Осетии всех уровней приняли решение о преобразовании автономной области в республику в составе СССР, подтвердили действие Конституции СССР и союзных законов на территории Южной Осетии и обратились к съезду народных депутатов СССР о признании Республики Южная Осетия субъектом Союза СССР.

9 декабря 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Республики Южная Осетия первого созыва.

В числе 75 депутатов, избранных тогда, был и я. Именно депутатам первого созыва Верховного Совета РЮО пришлось в сложных условиях войны и открытой грузинской агрессии против Южной Осетии, принимать ответственные решения, в конечном итоге приведшие к юридическому оформлению нового государства. Среди них были приняты Декларация о независимости Республики Южная Осетия на второй же день после прекращения существования СССР, проведение референдума о независимости, Акт провозглашения государственной независимости Республики Южная Осетия, а также первая Конституция РЮО. Как показала жизнь, все эти решения были своевременны и юридически выверены.

Вопрос: Как вы считаете, был ли тогда у Южной Осетии альтернативный путь развития, который бы не обрек ее на конфликты и страдания в течение почти двух десятилетий?

Ответ: Процессы, происходившие в конце 80-х – начале 90-х на всем пространстве бывшего СССР были, в основном, срежиссированы одним центром и проходили по одному сценарию. Конфликт в Южную Осетию был привнесен извне, из Грузии, поэтому говорить о достойном нашего народа альтернативном пути, пожалуй, сейчас трудно. Южная Осетия делала все, чтобы избежать конфликта и военного пути развития, но когда в дом к тебе приходят с войной, то остается защищаться или покориться, склонив голову. Но в последнем случае, в кого превращается народ? В рабов, теряющих свое «я». Думаю, нет необходимости кого-то убеждать в неприемлемости этого пути для нашего народа, достойного равного места среди равных.

В течение двадцати лет Южная Осетия выступала и выступает за урегулирование отношений с соседней Грузией на равноправной и добрососедской основе. К сожалению, мирные инициативы не находят понимания у властей Грузии.

Вопрос: На чем концентрируются сегодня усилия возглавляемого Вами ведомства? Какое место занимает в нем работа по дальнейшему признанию Южной Осетии другими государствами мира?

Ответ: Задача нашего внешнеполитического ведомства – это реализация внешнеполитического курса нашего государства, определяемого Президентом РЮО. Коротко круг проблем, которым занимается Министерство иностранных дел Южной Осетии, можно сгруппировать в четыре основные направления. Эта работа по дальнейшему укреплению внешнеполитических позиций РЮО, по дальнейшему признанию Республики Южная Осетия другими государствами мира. В этом направлении мы работаем со многими государствами на разных контингентах. Уверены, что примеру России и других государств, признавших РЮО, последуют и другие.

Следующее направление – это содействие формированию положительно привлекательного имиджа РЮО в глазах международного сообщества. Следующее важное направление внешнеполитической работы – урегулирование отношений РЮО с соседней Грузией. Речь идет, разумеется, о равноправных добрососедских отношениях с учетом сложившихся реалий. Считаем, что это весьма важно и с позиций сохранения мира и безопасности во всем кавказском регионе.

И, пожалуй, самым важным направлением нашей работы является дальнейшее развитие и углубление дружественных отношений с Российской Федерацией.

Народ Южной Осетии дорожит исторически сложившимися теплыми, дружескими отношениями с народом России, высоко ценит помощь и поддержку, оказываемую Россией Южной Осетии за последние 20 лет.

После отражения грузинской военной агрессии и признания Российской Федерацией Республики Южная Осетия в августе 2008года между нашими государствами выстраиваются договорные отношения в соответствии с международным правом.

За два года в дополнение и развитие Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенного в сентябре 2008года, подписано более 30 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений. Примерно столько же находится на стадии подготовки к подписанию. Развиваем связи с регионами Российской Федерации. И, конечно, особо надо отметить обоюдное стремление двух наших братских республик – РЮО и РСО-Алания в составе Российской Федерации - к дальнейшей интеграции, налаживанию самых тесных контактов во всех сферах. Подготовлено и скоро будет подписано новое соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Вопрос: Как Вы видите ближайшие – на три-пять лет и, скажем, на последующие 20 лет перспективы внутреннего развития республики и ее интеграции в мировое политическое пространство?

Ответ: Вижу Республику Южная Осетия равноправным членом международного сообщества, членом ООН и других международных организаций.