На южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 кв. км. расположена Республика Южная Осетия (столица - город Цхинвал).
Десятую часть поверхности Республики занимают предгорья.
Остальная же территория - гористая местность высотой от 850 до 3938 метров над уровнем моря.
Самая высокая точка - гора Халаца (3938 м.).

Ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Республики Южная Осетия Д.Г. Санакоева

Версия для печати

sanakoev.jpg

- Давид Георгиевич, сегодняшнюю ситуацию вокруг России и ее союзников можно охарактеризовать как крайне напряженную, учитывая ситуацию в Украине и санкции Запада. Россия является главным стратегическим партнером Южной Осетии, как решаются вопросы безопасности и укрепления границ, учитывая, что до сих пор не подписан договор о неприменении силы с Грузией?


- Действительно, в последнее время мировое сообщество переживает сложный период формирования новой системы международных отношений. Этот процесс обещает быть долгим и с трудно предсказуемым будущим. С каждым годом нарастает вал нерешенных проблем и новых опасных вызовов безопасности и развитию человечества. Фактически России приходится постоянно импровизировать и в пожарном порядке искать средства обеспечения стабильности в мире.

Сегодня трудно предположить, сколько продлится украинский кризис и какими будут его последствия. Мы конечно понимаем, что украинский кризис для стран Закавказья может стать дополнительным дестабилизирующим фактором и с особым вниманием следим за развитием событий. Что касается безопасности границ, то президентами Южной Осетии и России 30 апреля 2009 года было подписано Соглашение о совместной охране границ в апреле 2009 года. Это подписание соглашения явилось логическим продолжением совместных усилий наших стран по формированию правовой базы двусторонних отношений, начало которым было положено подписанием Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Республикой Южная Осетия 17 сентября 2008 года. В соответствии с документами, соглашение не направлено против третьих государств. Сегодня мы являемся свидетелями того, что подписание этого документа вот уже шесть лет обеспечивает спокойную жизнь граждан Республики, способствует ее демократическому развитию и укреплению безопасности на южных рубежах Южной Осетии.

-18 февраля в Москве ожидается подписание соглашения о государственной границе между Россией и Республикой Южная Осетия. Можете конкретизировать, что предполагает это соглашение?

- Проведена большая работа над данным соглашением, детально проработан каждый пункт документа. Совместная работа делегаций по делимитации югоосетино-российской госграницы началась еще в 2010 году, и ее результатом явился подготовленный к подписанию документ. Этот Договор займет свое важное место в ряду уже подписанных более 80 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, а также готовящихся к подписанию двусторонних документов. Договор о государственной границе еще раз свидетельствует о поступательном развитии дружественных, добрососедских и равноправных отношений суверенных государств - Республики Южная Осетия и Российской Федерации. Подписание этого документа еще раз подчеркнет полную абсурдность утверждений грузинских политиков и их западных покровителей о так называемой "оккупации" Южной Осетии". Я хочу еще раз подчеркнуть, что Южная Осетия готова к аналогичной работе и с другим соседним государством - Грузией и неоднократно, в том числе и через международные организации - Евросоюз, ООН, ОБСЕ, предлагала грузинской стороне приступить к совместной работе по делимитации и демаркации государственной границы. Однако грузинские власти отказываются обсуждать вопросы по определению линии прохождения границы. В связи с этим, Южная Осетия приняла решение проводить работы по обустройству государственной границы с Грузией в одностороннем порядке.

-Уже два месяца обсуждается вопрос подписания договора о союзничестве и интеграции Южной Осетии с Россией, какие ожидания у республики с подписанием договора и на какой стадии сегодня находится вопрос его подписания?

- Договор о союзничестве и интеграции Южной Осетии с Россией в данный момент направлен в МИД России и находится на рассмотрение российских коллег. Согласно проекту договора будет сформировано единое пространство обороны и безопасности, кроме того, договор будет содействовать повышению социального уровня жизни югоосетинского народа.

Не секрет, что от развития грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов зависит вся геополитическая ситуация на Кавказе и в целом в Евразии. Военная активность НАТО в Закавказье, в частности планы создания учебного центра НАТО в Грузии, создают угрозу стабильности в регионе и могут привести к серьезным последствиям. Мы хорошо помним итоги военных интервенций членов альянса, в том числе и на Ближнем Востоке, обернувшиеся не стабилизацией, во имя которой якобы осуществлялось вмешательство, а еще большим разрушением государственности и властных институтов. Поэтому на любые действия альянса по наращиванию военного строительства и дальнейшему приближению военного потенциала НАТО к границам Южной Осетии приходится искать адекватный ответ.

-Вы входите также в состав делегации Южной Осетии на женевских дискуссиях по безопасности на Кавказе. Как Вы в целом можете охарактеризовать необходимость этого переговорного процесса, и на Ваш взгляд имеет ли перспективу для подписания документ о неприменении силы с Грузией вообще. Насколько необходим этот формат переговоров республике?

- Считаю, что площадка Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Кавказе, которые проводятся под эгидой Евросоюза, ОБСЕ и ООН с участием представителей России, США, Грузии, Абхазии и Южной Осетии несмотря на отсутствие конкретных результатов, необходима и важна. Женева - это единственна площадка, где осетины, абхазы и грузины в той или иной степени могут озвучить свои позиции. Пока мы не увидим прочных гарантий безопасности и не обеспечим народу Южной Осетии уверенности в том, что события августа 2008 года не повторятся, актуальность Женевских дискуссий сохраняется. Кроме того, необходимо отметить эффективность действующего в рамках Женевских дискуссий Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты в районе югоосетино-грузинской границы, регулярно проводящего встречи. Эти механизмы призваны реагировать на обострение обстановки вокруг РЮО, чтобы снизить риски усиления и возникновения новых конфликтов и их распространения. Механизмы предусматривают создание рабочих групп, которые должны встречаться еженедельно, или по мере необходимости чаще, и обсуждать вопросы обострения обстановки, реагировать на конкретные ситуации. Надо отметить, что в результате долгих переговоров эти механизмы согласованы на уровне Женевских дискуссий. В любом случае, необходима платформа для диалога. Пусть и вялого и слабого. Но такая площадка должна быть.

-Вы заявляли о том, что в начале 2015 года делегация Южной Осетии собирается посетить ДНР и ЛНР для установления с ними дипотношений. Когда Вы планируете посетить эти республики и как будут развиваются отношения с ДНР и ЛНР?

- Мы внимательно наблюдали за проходящими в Минске сложнейшими переговорами и с нетерпением ждали результатов, которые должны были завершить кровопролитие на Украине. Мы приветствуем результат и надеемся, что самое главное достижение этих соглашений – прекращение огня - будет необратимым. Итоги минских переговоров стали весомой предпосылкой достижения мира на Донбассе. В этом большую и ответственную роль сыграла российская дипломатия. Минская встреча носит важный характер не только для Украины, но и всего мира. Достигнуты принципиальные соглашения, которые, прежде всего, будут способствовать тому, что люди больше не будут погибать.

Мы рады за наших партнеров в Луганске и Донецке, нам важны решения, которые принимаются народами этих стран, на основе этих решений мы предпринимаем свои шаги по налаживанию сотрудничества между нашими странами. Мы намерены и далее развивать с ними отношения. Республикам предстоит огромная работа и, прежде всего, нашим коллегам, которые занимаются переговорным процессом и решением внутренних проблем. Идя по пути развития наших взаимоотношений, на сегодняшний день мы уже достигли определенных договоренностей, этот процесс несколько затянулся, но мы ждем удобного случая для последующих шагов. Хочу еще раз выразить нашу поддержку и солидарность многострадальным народам ДНР и ЛНР.

-Какую работу ведет МИД по дальнейшему международному признанию Южной Осетии и с какими трудностями вы сталкиваетесь?

- Безусловно, наше ведомство непрерывно ведет работу в направлении расширения числа стран, признавших независимость Республики Южная Осетия. Очевидно, что без активной поддержки и помощи МИД России, осетинским дипломатам очень трудно выйти на прямой контакт с руководителями ряда стран. Эта нелегкая работа, ведется в разных направлениях и, на этом пути нам, конечно, встречается немало трудностей, которые создают, прежде всего, грузинская сторона и ее партнеры на Западе. По этой причине мы не можем пока сообщать о конкретных результатах нашей работы. Но, несмотря на это, мы уверены, что процесс признания будет продолжаться.