На южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 кв. км. расположена Республика Южная Осетия (столица - город Цхинвал).
Десятую часть поверхности Республики занимают предгорья.
Остальная же территория - гористая местность высотой от 850 до 3938 метров над уровнем моря.
Самая высокая точка - гора Халаца (3938 м.).

Интервью Министра иностранных дел Республики Южная Осетия К.И. Цховребова газете "Южная Осетия"

Версия для печати

img_1010.jpg

- Казбулат Иналович, как Вы оцениваете итоги уходящего года в плане внешнеполитической деятельности?


- Оценивая итоги 2015 года, можно сказать, что Министерство иностранных дел в текущем году справилось со всеми возложенными на него обязанностями. Основным направлением деятельности МИД РЮО является реализация внешнеполитического курса нашего государства, определяемого Президентом РЮО.

Внешняя политика Южной Осетии является органичным продолжением внутренней политики, отражает интересы народа РЮО и направлена на обеспечение и защиту государственного суверенитета, создание благоприятных внешних условий для экономического развития, укрепления инвестиционной привлекательности, модернизации основных сфер деятельности государства. В этой связи хотелось бы отдельно подчеркнуть значение подписанного 18 марта 2015 года Договора о союзничестве и интеграции между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией. Нормы самого Договора, а также Соглашения, предусмотренные в его развитие, существенно повлияют на уровень взаимоотношений нашей страны с Россией в различных областях сотрудничества.

- Какие задачи на данный момент являются приоритетными для МИД РЮО?

- Принципиальный внешнеполитический курс Республики Южная Осетия каких-либо изменений не претерпит. Это курс на развитие партнерских отношений с Россией, а также курс на твердое и последовательное отстаивание интересов Южной Осетии. Они заключаются, прежде всего, в том, чтобы вокруг Южной Осетии было безопасно, чтобы наши границы были надежно защищены, чтобы экономика развивалась, а люди жили лучше.

Внешнеполитическим ведомством ведется системная работа по развитию отношений с теми государствами, которые признали нашу независимость, иными странами и международными организациями. Также ведется планомерная работа по формированию положительного имиджа Республики.

Большая работа идет по развитию нормативно-правовой базы, регламентирующей работу Министерства, а также по улучшению качества консульской службы.

- Приказом министра иностранных дел Южной Осетии при Министерстве иностранных дел РЮО был создан Экспертный совет. Какая работа ведется в рамках данного Совета?

- Идея Экспертного совета возникла не случайно. Возможность создания экспертных советов предусмотрена Положением о Министерстве иностранных дел. И мы воспользовались этой возможностью, создав постоянную площадку для обмена мнениями. Я уверен, что реальная, конструктивная критика работы министерства, если таковая будет иметь место, иное видение решения существующих вопросов и проблем, отличающееся от мнения руководства, могут оказаться очень полезными. 19 ноября состоялось первое заседание Экспертного совета. В рамках первого заседания Экспертного совета «Актуальные направления внешней политики Республики Южная Осетия», участники обсудили значимость проблематики внешней политики для национальных интересов Республики. Участники приветствовали инициативу создания Экспертного совета при Министерстве, в качестве площадки для обсуждения широкой внешнеполитической и международной проблематики и развития механизма взаимодействия МИД РЮО с экспертным сообществом. Работа Экспертного совета при МИД Южной Осетии будет продолжена на регулярной основе.

Репортаж о работе Экспертного совета можно будет увидеть на нашем государственном телевидении 8 декабря в передаче «Актуалон дипломати».

- Недавно посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации Знаур Гассиев встретился с послом Сирийской Арабской Республики в России Риядом Хаддадом. На встрече речь шла о перспективах взаимоотношений Южной Осетии и Сирии. В этой связи эксперты небезосновательно заговорили о возможном признании Сирии независимости Южной Осетии. Насколько вероятно такое развитие событий, либо же во что конвертируются взаимоотношения РЮО и Сирии в ближайшей перспективе?

- Нашим ведомством работа по установлению связей с другими странами ведется постоянно. Сирия - одна из тех стран, с которыми мы ведем диалог не первый год. Конечно, нам бы хотелось получить положительный результат в ближайшей перспективе, однако работа дипломатов кропотливая и сложная. Это рабочие моменты, над которыми нам еще предстоит поработать. Наивно было бы ожидать, что это будет легкий процесс, который сразу принесет плоды, но мы продолжаем работать и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Посол Знаур Гассиев передал приглашение от имени Республики Южная Осетия представителям Сирии посетить Цхинвал. Сегодня Сирия переживает очень сложные времена, и мы должны пожелать скорейшего установления мира этой стране.

Что касается работы Посольства Южной Осетии в России и самого Посла, в частности, то надо отметить, имеется большой объем работы по установлению новых и развитию уже имеющихся контактов, принимая во внимание тот факт, что в Москве аккредитованы посольства большинства стран. И в этом направлении Знаур Николаевич Гассиев, несмотря на достаточно непродолжительный срок службы в качестве Посла, уже успел зарекомендовать себя с самой хорошей стороны. Его работа высоко оценивается Министерством.

- Насколько эффективны дипломатические представительства Южной Осетии в государствах, признавших независимость РЮО, работают по укреплению и развитию двусторонних отношений?

- На сегодняшний день полнокровно функционируют три дипломатических представительства Южной Осетии - в Республике Абхазия, Приднестровской Молдавской Республике и Российской Федерации. Их деятельность основывается на законодательстве двух государств, соответствующих двусторонних соглашениях и международном праве, в частности, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Дипломатический корпус Республики в странах пребывания представлен на высоком уровне, и призван укреплять и развивать традиционно дружественные отношения, складывающиеся между нашими странами. Наши дипломатические представительства, на мой взгляд, эффективно используют тот потенциал, который у них имеется.

- После событий 2008 года на основе договоренностей президентов России и Франции Дмитрия Медведева и Николя Саркози, появилась международная площадка для урегулирования поствоенной ситуации – Международные дискуссии по безопасности в Закавказье. Мнения об эффективности этого формата в разной степени озвучивались в экспертной среде и СМИ. А как Вы оцениваете эффективность Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье?

- Я считаю, что формат Женевских дискуссий является реально действующим форматом, призванным обеспечить безопасность и стабильность в нашем регионе, и диалог в рамках Женевских дискуссий необходимо продолжать. Круг вопросов, которые обсуждаются на Женевских дискуссиях, был определен в 2008 году договоренностями Медведева-Саркози. Основным вопросом является вопрос обеспечения безопасности в регионе в целом, подготовка документа о неприменении силы, который будет являться залогом обеспечения безопасности не только Южной Осетии и Абхазии, но и всех жителей региона в целом. Обсуждение гуманитарных вопросов на площадке Женевских дискуссий также является важным моментом.

Так, на 33-м раунде югоосетинская сторона получила заверения международных посредников о том, что к работе по расследованию дел без вести пропавших на территории Грузии граждан Южной Осетии вскоре приступит специально приглашенный независимый международный эксперт. И действительно, в конце октября ОБСЕ привлекло независимого эксперта по уголовным расследованиям Душана Игньятовича, который уже встречался как с официальными лицами, занимающимися данной проблемой, так и с родственниками без вести пропавших жителей Республики Южная Осетия. Предполагается, что по итогам двухмесячной работы эксперта будет подготовлен соответствующий доклад с выводами и рекомендациями.

Полагаю, что прогресс в направлении решения этих вопросов может стать важным элементом установления доверия между соседними государствами.