На южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 кв. км. расположена Республика Южная Осетия (столица - город Цхинвал).
Десятую часть поверхности Республики занимают предгорья.
Остальная же территория - гористая местность высотой от 850 до 3938 метров над уровнем моря.
Самая высокая точка - гора Халаца (3938 м.).

Интервью Министра иностранных дел Республики Южная Осетия Давида Санакоева газете «Южная Осетия»

Версия для печати

- Как Вы оцениваете итоги ушедшего года с точки зрения развития и укрепления внешней политики Южной Осетии?

- Прошедший год для внешнеполитического ведомства Южной Осетии был действительно особенный, юбилейный. 28 мая Министерство иностранных дел Республики отметило 20-летие своего образования. Путь, пройденный нашим ведомством за эти годы, был сложным, насыщенным событиями, но коллектив Министерства с твердой уверенностью в правильности избранного пути независимости, решительно преодолевал все препятствия. Министерство иностранных дел Республики Южная Осетия в 2012 году продолжало повсеместно формирование и укрепление положительного имиджа Республики, содействовало объективному восприятию Республики Южная Осетия в мире как суверенной демократической страны, обладающей всеми атрибутами современного государства, а также проявляло открытость и готовность к сотрудничеству со всеми странами.


- Недавно у Вас состоялась встреча с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Как Вы оцениваете итоги встречи и есть ли у вас уверенность в том, что внешнеполитические позиции РЮО с помощью России укрепятся еще больше на международной арене?

- Действительно, 9 октября прошлого года состоялась моя встреча с Сергеем Викторовичем, на которой он твердо и четко заявил о неизменности курса руководства Российской Федерации по отношению к Южной Осетии, а также о дальнейшей поддержке независимого суверенного государства Южной Осетии и ее народа во всех сферах взаимного сотрудничества. В первую очередь, это обеспечение безопасности наших рубежей и территории страны, оказание помощи в решение вопросов социально-экономического характера. Также на встрече была подчеркнута важность дальнейшего наращивания взаимодействия на основных направлениях внешнеполитического, экономического и культурного сотрудничества.

- Грузинские политики и эксперты увидели в ответе Президента России Владимира Путина касательно признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии некий сигнал о возможности пересмотра этого решения в пользу Грузии. Хотя Владимир Путин, четко и недвусмысленно подчеркнул, причем не первый раз, что Россия не собирается пересматривать решение о признании Южной Осетии и Абхазии. В этой связи, как Вы прокомментируете надежды и ожидания Грузии?

- Все мы были осенью прошлого года свидетелями официального визита президента РЮО Л.Тибилова в РФ и видели, какой прием был оказан ему российской стороной. Все мы слышали, как во время встречи Президентов РФ и РЮО, Владимир Путин однозначно заявил, что Россия намерена и в дальнейшем оказывать Южной Осетии необходимую поддержку в укреплении ее государственности и это принципиальная российская позиция. Встреча Президентов РФ и РЮО состоялась после смены власти в Грузии, которая в очередной раз показала миру, что Россия не будет пересматривать решение о признании Южной Осетии и Абхазии. Независимый статус Республики Южная Осетия давно определен югоосетинским народом, признан рядом стран и не является предметом обсуждения, а тем более «разменной монетой». Так что, надежды и мечты Грузии по поводу изменений российско-югоосетинских отношений иллюзорны и беспочвенны.

- Как Вы прокомментируете заявления представителей победившей на парламентских выборах в Грузии партии «Грузинская мечта» о мирном урегулировании отношений с Южной Осетией? Насколько миролюбивая риторика представителей этой партии выражает реальное стремление грузинских политиков наладить отношения между Грузией и Южной Осетией?

- Несмотря на политические перемены внутри страны, внешняя политика Грузии практически осталась прежней. У обновленного грузинского политического руководства на самом деле есть отчетливое желание не меняя сущности внешней политики, всего лишь изменить ее формат, "подсластить пилюлю", рассчитывая таким образом беспрепятственно достичь своих целей. Однозначно в новый грузинский кабинет министров пришли новые люди, но риторика осталась прежней. Они, с одной стороны, заявляют, что страна сохранит стратегический курс на сближение с НАТО и Европейским союзом и ни за что не признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Но при этом они убеждены, что смогут нормализовать отношения с Россией. Это тупик, так как невозможно сидеть на двух стульях и при этом чувствовать себя комфортно.

- С Россией у Южной Осетии особые отношения, которые носят традиционно братский характер и в тоже время имеют стратегическое значение. Между Россией и Южной Осетией заключено более 50 межгосударственных соглашений практически во всех сферах. Как реализуются данные соглашения и какие соглашения находятся на стадии разработки и подписания?

- Приоритетным направлением нашей внешней политики является укрепление сотрудничества с Российской Федерацией. Динамика развития российско-югоосетинских отношений весьма позитивна. Сегодня Российская Федерация оказывает реальное содействие социально-экономическому развитию Южной Осетии, вносит существенный вклад в обеспечение безопасности нашей территории, помогает нашему государству в решении целого ряда социальных вопросов. За прошедшее с августа 2008 года время было заключено около семидесяти международных соглашений различного уровня между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией. Они охватывают широкий круг вопросов сотрудничества на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях. В 2012 году было подписано 6 соглашений. В стадии проработки и подготовки к подписанию находятся более 20 соглашений, в том числе Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства, Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о российско-югоосетинской государственной границе. Народ Южной Осетии дорожит исторически сложившимися теплыми, дружескими отношениями с народом России, высоко ценит помощь и поддержку, оказываемую Россией Южной Осетии.

- Южную Осетию, кроме России, признали такие серьезные и влиятельные государства, как Венесуэла и Никарагуа. Однако кроме политических контактов, отношения с этими государствами не развиваются на других направлениях - спорт, культура, экономика, туризм. Когда получит динамику развитие двусторонних отношений в названных сферах между Южной Осетией и признавшими нас государствами?

- Как известно, признание Российской Федерацией государственной независимости Республики Южная Осетия положило начало процессу международного признания Южной Осетии. Кроме России независимость Южной Осетии признали Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу, с которыми мы развиваем межгосударственные взаимоотношения. Работа над вопросами взаимного сотрудничества, развития торгово-экономических, культурных связей для дальнейшего углубления партнерских отношений между нашими государствами необходима и мы эти вопросы рассматриваем, обсуждаем и находим понимание. В частности, в ближайшее время планируются гастроли госансамбля «Симд» в Никарагуа. Не так давно Президент РЮО подписал Указ о назначении Тибилова Даниела Израиловича Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Южная Осетия в Боливарианской Республике Венесуэла.

- В РСО-Алания на днях был открыт консульский отдел МИД Южной Осетии. Какие цели и задачи будет преследовать открытие структурного подразделения МИД?

- Вопрос об открытии югоосетинского консульского учреждения на территории Российской Федерации, а именно в городе Владикавказе (РСО-Алания) стоял на повестке дня с момента установления межгосударственных отношений между Южной Осетией и Россией. Очевидно, что выбор места размещения консульского учреждения был не случаен. Учитывая, что за пределами Республики именно в Северной Осетии постоянно проживает или временно находится значительное количество граждан Южной Осетии, естественно, просьба Правительства Южной Осетии в адрес руководства России об открытии консульского агентства в городе Владикавказе, прежде всего, была обусловлена, необходимостью организации эффективного консульского обслуживания наших граждан. Граждане Южной Осетии, находящиеся за пределами Республики, скоро смогут обращаться в Консульское агентство за решением проблем, связанных с легализацией документов, нотариальными вопросами, с выдачей временных документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Южная Осетия и дающих право на въезд (возвращение) в Республику и т. д.

- Какие планы во внешнеполитической сфере получат развитие в наступившем 2013 году?

- Прежде всего, основные направления нашей внешнеполитической деятельности будут сосредоточены на обеспечение Республике Южная Осетия достойного равноправного места в международном сообществе. Будем развивать, как можно шире, отношения со всеми странами мира, укреплять и развивать дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество между РЮО и Российской Федерацией. Будем работать над формированием благоприятных внешних факторов для роста политического, экономического, духовного и интеллектуального потенциала, реализации и защиты прав и свобод граждан Южной Осетии, продвигать дальнейший процесс международного признания независимости РЮО, что необходимо для создания окончательных гарантий охраны суверенитета и создания условий стабильного социально-экономического развития Республики. Продолжим работу над позитивным имиджем Южной Осетии, чтобы изменить сложившийся на Западе стереотип, согласно которому Южная Осетия рассматривается как оккупированная Россией территория, будем показывать мировому сообществу, что Южная Осетия жизнеспособное государство, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение.