На южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 кв. км. расположена Республика Южная Осетия (столица - город Цхинвал).
Десятую часть поверхности Республики занимают предгорья.
Остальная же территория - гористая местность высотой от 850 до 3938 метров над уровнем моря.
Самая высокая точка - гора Халаца (3938 м.).

Интервью Министра иностранных дел Республики Южная Осетия Давида Санакоева Информационному агентству «Рес»

- 8 августа Южная Осетия будет отмечать пятую годовщину начала грузинской агрессии. Оглядываясь на эти события сегодня, можно ли говорить о том, что войны всё же можно было избежать?


— 8 августа 2008 года Грузия в очередной раз вторглась на территорию Южной Осетии. Это вторжение было одним из самых кровопролитных и разрушительных в нашей современной истории. Но я категорически не согласен с формулировкой, что в эти дни мы отмечаем пятилетие начала грузинской агрессии – современная история грузинской агрессии берёт начало с 1989 года. И этого нам нельзя забывать. Именно тогда началась политика «Грузия для грузин», которая продолжается и по сей день, несмотря на неоднократную смену лиц в грузинском руководстве. Именно тогда началась борьба нашего народа за независимость. За независимость, в первую очередь, от Грузии. Мы не имеем права забывать, как они расстреляли беженцев на Зарской дороге, живьём закапывали людей в грузинонаселённом пункте Эредви, пытали людей…

Вопрос о том, возможно ли было избежать войны, нужно адресовать грузинскому руководству. Все предпосылки к войне создавались Грузией – она игнорировала существовавший на тот момент переговорный формат, дискредитировала миротворческие силы, которые были здесь размещены. Именно Грузия атаковала мирных жителей, миротворцев – и это сегодня признано международным сообществом, и многие грузинские политики тоже признают эти факты. Так что это вопрос, в первую очередь, к руководству Грузии.

- В последнее время со стороны официального Тбилиси звучат заявления, что ответственность за агрессию в августе 2008 года лежит на президенте Грузии Михаиле Саакашвили, и призывы начать всё с «чистого листа»…

— Грузинская власть, хотя отчасти поменялась, но продолжает риторику, свойственную предыдущим её представителям. Сравнивая риторику Саакашвили периода 2003 года в отношении Южной Осетии и риторику нынешних властей, можно даже встретить одинаковые предложения. Они даже не удосуживаются слова в них местами менять. Грузия «поменяла» подходы, но цель её неизменна – покорить Южную Осетию и Абхазию. И у нас нет никаких иллюзий, даже при том, что они могут с уважением относиться к гражданам Южной Осетии. Как и на протяжении более чем 20 лет, мы будем защищать свой суверенитет, ведь от этого зависит сохранение нашего народа.

То, что они не изменили свои цели и задачи, можно увидеть и по международным Женевским дискуссиям, где на равноправной основе встречаются представители России, Южной Осетии, Абхазии, Грузии, а также ЕС, УВКБ ООН, ОБСЕ, США. Кстати, грузинское руководство пытается игнорировать этот факт и называет эти дискуссии по-разному: переговоры между Россией и Грузией, например. Но на самом деле, в основе этих дискуссий – соглашение Медведева - Саркози, подписанное пять лет назад. И там ясно сказано, что Грузия должна дать гарантии неприменения силы против Южной Осетии и Абхазии. Там есть ясное понимание, что была война Грузии против Южной Осетии, никакой другой войны не было. Тбилиси и сейчас пытается внушить мировому сообществу, что это Грузия стала жертвой, однако факты говорят об обратном – именно Грузия совершила агрессию в отношении РЮО.

- На Ваш взгляд, есть ли перспективы возобновления каких-либо отношений с Грузией?

— С Грузией могут быть какие-либо отношения после того, как она даст политико-правовую оценку действиям своего руководства против граждан Республики Южная Осетия, даст гарантии безопасности и возместит ущерб, нанесённый ею нашей Республике, признает все преступления, совершённые против Южной Осетии, в том числе политику государственного терроризма, в результате которого погибли десятки человек и были покалечены сотни. После того как виновные в этом понесут заслуженное наказание, будет возможным равноправный разговор на все остальные темы.

- Как Вы оцениваете результаты пяти лет существования Южной Осетии в статусе признанного государства? Со стороны Грузии часто звучит мнение, что с признанием Южная Осетия потеряла самостоятельность.

— Грузинская сторона выдает желаемое за действительное. Складывается впечатление, что Грузия живёт в выдуманном мире, игнорируя реальность. Если бы они адекватно оценивали ситуацию, то через какие бы розовые очки грузинское руководство ни смотрело, они смогли бы увидеть, что Южная Осетия более 20 лет развивается как суверенное государство. И этот суверенитет принадлежит народу Южной Осетии. Никто кроме Грузии не покушался на наш суверенитет, мы его защищаем на протяжении всего существования нашей государственности. Как суверенное государство мы развиваем отношения с дружественными странами. Особые отношения у нас складываются с Российской Федерацией, которая приняла судьбоносное решение для народа Южной Осетии. РФ и РЮО заключили множество межгосударственных соглашений. На их основе у нас, например, происходит охрана государственной границы, обеспечивается защита от внешних угроз, которые можно ожидать от Грузии.

Процессы по укреплению межгосударственных отношений происходят с другими странами, признавшими нашу независимость.

- Как Вы думаете, стоит ли Южной Осетии ожидать подписания Грузией юридически обязывающего документа о неприменении силы? И если документ всё же не будет подписан, можно ли говорить о том, что Грузия не оставляет возможности вновь попытаться силой решить вопрос своей «территориальной целостности»?

— Южная Осетия предпринимает все усилия, чтобы этот документ был подписан. Однако Грузия игнорирует все конструктивные инициативы, предлагаемые ей на площадке Женевских дискуссий. Они пытаются менять формулировки, игнорируют очевидные факты. Если подобный документ не будет подписан, то, конечно, серьёзно невозможно говорить ни о каком восстановлении доверия и межгосударственных отношений. В международной практике есть определённые нормы, которые необходимо соблюдать. Устные заявления президента Грузии, принятие односторонних парламентских резолюций могут быть только промежуточным шагом к подписанию полноценного двустороннего документа, дающего гарантии о неприменении силы в отношении Южной Осетии. Мы не раз были свидетелями того, что Грузия нарушает односторонние заявления, собственные законы. Гарантии должны быть даны Южной Осетии, но за эти гарантии Грузия должна нести ответственность не только перед нашим народом, но и перед международным сообществом.