На южных склонах Главного Кавказского хребта на площади 3900 кв. км. расположена Республика Южная Осетия (столица - город Цхинвал).
Десятую часть поверхности Республики занимают предгорья.
Остальная же территория - гористая местность высотой от 850 до 3938 метров над уровнем моря.
Самая высокая точка - гора Халаца (3938 м.).

Заявление Министерства иностранных дел Республики Южная Осетия

Версия для печати

В связи с пятой годовщиной вооруженной агрессии Грузии против РЮО

На протяжении 22 лет Южная Осетия существует в качестве независимого государства. За это время народ Южной Осетии пережил три кровопролитные войны, развязанные Грузией. Грузинские бандформирования и регулярные войска стерли с лица земли несколько десятков осетинских сел, регулярно осуществляли акты геноцида по отношению к осетинскому населению не только на территории Южной Осетии, но и в самой Грузии.


Минуло пять лет с того момента, как во время открытия Олимпийских игр в Пекине, после выступления грузинского лидера М. Саакашвили, транслировавшегося центральными телеканалами Грузии, о том, что Грузия не будет применять силу против Южной Осетии и Абхазии, Грузия обрушила всю мощь своей военной машины на Южную Осетию.

Своим вероломным нападением на Южную Осетию Грузия не только попрала основополагающие принципы международного права, но и продемонстрировала полное пренебрежение к нормам цивилизованного общества.

Жилые кварталы спящего Цхинвала и села Республики подверглись ураганным артиллерийским обстрелам и бомбежкам. За короткое время погибли сотни мирных, ни в чем не повинных людей. Тысячи людей остались без крова над головой, лишившись в одночасье нажитого за всю жизнь имущества. Грузинские танки и артиллерия расстреливали в упор машины с беженцами, общественные здания и жилые дома. Лишь стойкость, мужество и самоотверженность защитников Южной Осетии и своевременное вмешательство России дали возможность Южной Осетии выстоять.

В августе 2008 года, после принуждения Грузии к миру Президент Грузии подписал План урегулирования Медведева-Саркози. Однако Грузия так и не выполнила взятые на себя обязательства. Под различными предлогами грузинская сторона систематически саботирует работу Женевских дискуссий, и уклоняется от подписания юридически обязывающих договоренностей об отказе от применения силы в отношении Южной Осетии и Абхазии. Грузия продолжает преподносить свою агрессию в отношении Южной Осетии как войну между Россией и Грузией.

Между тем доклад комиссии Тальявини, тщательно изучившей все обстоятельства событий августа 2008 года, наглядно показывает, что в августе 2008 года именно Грузия начала войну против Южной Осетии. Южная Осетия была вынуждена использовать свое право на самооборону и обратиться за помощью к Российской Федерации как стране – гаранту по сочинскому мирному соглашению 1992 года. В сложившихся обстоятельствах руководство России приняло решение о начале действий для принуждения Грузии к миру, продиктованное не только международными обязательствами, но и высокими этическими принципами. В качестве единственно возможного шага для обеспечения безопасности Южной Осетии и Абхазии от новой агрессии со стороны Грузии Российская Федерация признала государственную независимость Республики Южная Осетия.

Новые власти Грузии регулярно высказывают обвинения в адрес предыдущей власти о том, что именно она в лице М. Саакашвили виновата в произошедшем. Каждый новый руководитель Грузии обвиняет предшественника во всех грехах, пытаясь преподнести себя в лучшем свете. Однако курс новых грузинских властей мало чем отличается от политики предшественников. В Тбилиси по прежнему не хотят признавать сложившиеся реалии. Умело пользуясь фобиями стран Запада, оставшимися со времен холодной войны, Грузия преподносит себя в качестве жертвы мифической российской агрессии, вновь и вновь заявляя свои претензии на земли Южной Осетии и Абхазии. При всей ловкости тбилисских политических манипуляторов, это путь, который ведет только к нагнетанию напряженности вразрез с подлинными интересами народов.

Грузии следует отказаться от попыток введения в заблуждение мирового сообщества путем вольной интерпретации и подтасовки фактов, подписать договор о неприменении силы и приступить к делимитации и демаркации государственной границы между Южной Осетией и Грузией. Это позволило бы снять напряженность на приграничных территориях и создать предпосылки для установления доверия между двумя странами.

Южная Осетия хорошо знает цену миру и безопасности, поэтому стремится к укреплению региональной безопасности во взаимодействии со странами региона и сотрудничестве с международными организациями. Южная Осетия вновь подтверждает свою приверженность основополагающим принципам и нормам международного права, открытости к сотрудничеству и диалогу со всеми членами международного сообщества.


Цхинвал, 8 августа 2013 года